При льдосоляном охлаждении применяют смесь льда и поваренной соли. Из-за непродолжительности действия смеси, большой трудоемкости заполнения бачков смесью, потери холода во время загрузки бачков в кузов, быстрой коррозии бачков и внутренней обшивки кузовов льдосоляное охлаждение применяют редко.
Зеротор — сосуд (бачок) емкостью 5—6 л, заполненный эвтектическим раствором различных солей. Зероторы, заполненные раствором, помещают в холодильные камеры стационарных холодильных установок, а после замерзания устанавливают в кузове фургона (крепят на передней и боковых стенках). Оттаивает раствор при интенсивном поглощении тепла, благодаря чему температура внутри кузова поддерживается в пределах от —9 до +2°С.
Продолжительность действия зероторов составляет 12— 15 ч. Эффективность их действия сохраняется до оттаивания 75% смеси. Зероторный способ охлаждения не имеет недостатков, присущих льдосоляному способу. Раствор может быть использован повторно. Зероторы большей частью устанавливают летом в кузовах автомобилей-фургонов малой грузоподъемности.
При батарейном охлаждении в кузове фургона помещается холодильно-аккумуляторный агрегат, состоящий из одной или нескольких батарей и трубопроводов-змеевиков, заполненных эвтектическим раствором хлористого натрия и помещенных в холодильный радиатор. Батареи имеют вывод с вентилем. За 3—4 ч до выезда на линию автомобиль, оборудованный холодильно-аккумуляторным агрегатом, подключается к стационарной холодильной установке. При пропускании аммиака через батарею замораживается раствор и охлаждается кузов. Один заряд обеспечивает поддержание температуры внутри кузова от —5 до +3°С в течение 8—10 ч при температуре воздуха до +25°С.
Автомобили-фургоны с зероторным и батарейным охлаждением требуют подзаряда, т. е. возобновления действия холода, через каждые одну-полторы смены работы, что ограничивает их применение.
Автомобили и автопоезда-рефрижераторы имеют установки (чаще всего фреоновые холодильные), самостоятельно вырабатывающие холод, и могут быть использованы при перевозках скоропортящихся продуктов на любые расстояния.
Привод установок может осуществляться от двигателя автомобиля, отдельного двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя. Холодильные установки на прицепах и полуприцепах приводятся в действие электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания, установленным вместе с холодильной установкой на прищепе или полуприцепе.
Размещение в кузове холодильной установки приводит, к уменьшению полезной площади кузова, увеличению собственной массы фургона и повышению его стоимости. Кроме того, холодильная установка, стационарно смонтированная в кузове, перевозится и зимой, когда в ней нет необходимости. Целесообразно холодильные установки ставить на автомобилях и автопоездах большой грузоподъемности, а автомобили-рефрижераторы использовать только при перевозках скоропортящихся продуктов на большие расстояния.
Выбор того или иного типа фургона зависит от рода груза, количества груза и расстояния перевозки, типа и мощности охлаждающего устройства. Так, для перевозки летом рыбной и мясной кулинарии, рыботоваров горячего копчения, кондитерских кремовых изделий достаточно обеспечить температуру внутри кузова в пределах плюс 2—4°С, а для мороженого минус 2—4°С при температуре воздуха плюс 25—28°С.
Для перевозки колбасных изделий, овощей, фруктов, рыботоваров холодного копчения используют автомобили-фургоны на шасси автомобилей ГАЗ. Рыбную и мясную кулинарию, рыботовары горячего копчения, кондитерские изделия перевозят в фургонах малой грузоподъемности с зероторным или батарейным охлаждением. В автомобилях-рефрижераторах на большие расстояния перевозят охлажденное и замороженное мясо, замороженную рыбу, а также фрукты, овощи, масло в ящиках и бочках.